Главная » Статьи » Мои статьи |
цвет и интерьер
Восприятие цвета в интерьере помещения носит по преимуществу
эмоциональный характер, т. е. связано прежде всего с определенными
психофизиологическими ощущениями, которые возникают при взгляде на тесно
окружающие нас предметы домашней обстановки. Одно дело, например, когда
мы видим флаг с белым полотнищем, другое дело - когда мы находимся в
комнате с белыми стенами и белой мебелью. В первом случае цвет является
для нас лишь средством выделения данного предмета из ряда других
подобных ему по форме и назначению, а так же из ряда окружающих его
предметов. Во втором случае мы ощущаем особую атмосферу замкнутого
пространства, в котором мы находимся, - атмосферу чистоты и утренней
свежести. Эмоциональность восприятия человеком цвета ассоциативно связана с цветовой гаммой природы и природных явлений. Связь определенных природных явлений и предметов со своими цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета-символа. Так, солнце и огонь, воспринимаемые преимущественно в желтых и красных цветах, создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; ясное неба, вода в больших открытых водоемах - чаще голубых и синих цветов - стали «холодными». На этой основе образовались следующие ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, динамичный - статичный и т. д. Отсюда возникли устойчивые оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. В интимном пространстве жилища ощущения цветовых эффектов особенно обострены, поэтому весьма важным для его интерьера представляется использование корректирующих свойств цвета, таких как удаление, приближение, тяжесть, покой, резкость, динамичность, повышение освещенности и др. Смысловое «звучание» цветов приведено на рис. 11. Рис. 11. Цветовые ассоциации По эмоциональному воздействию цветовая гамма состоит из четырех групп (рис. 12), которые можно представить в виде четырех квадрантов круга. Группу теплых, возбуждающих, веселых цветов (I квадрант) образуют цветовые сочетания, лежащие в границах между желтым и красным цветами. Цвета, получаемые при смешении в разных пропорциях красного и синего цветов, характеризуются навязчивостью, броскостью, парадностью. Спектр цветов, заключенный в границах синего и зеленого (III квадрант), навевает ощущение свежести, холода, тревоги. К самым спокойным, ней- тральным по эмоциональному восприятию относятся цвета IV квадранта - между зеленым и желтым цветами. Эмоционально-пространственные свойства от- дельных цветов представлены в табл. 5. Таблица 5 Основное правило. Оформляя цветовую гамму жилого помещения жилища, ориентируйтесь на создание в нем эмоциональной атмосферы, соответствующей функциональному назначению комнаты. В общей интерпретации это значит, что, например, цветовое оформление помещений для активной деятельности должно стимулировать ее, т. е. быть выдержанным в активных и холодных тонах, а, скажем, помещения для отдыха - в спокойных и теплых. Там, где требуется концентрация внимания, должны преобладать черные или желтые цвета или близкие к ним. Помещениям, где должна соблюдаться идеальная чистота, желательно придать светлые тона. Иначе говоря, цветовой климат помещения должен соответствовать психофизиологическому настрою человека, который он ожидает получить в данном помещении. Если вы входите в комнату, где кровать и прочая мебель окрашены в черный цвет, стены и пол - грязно-серого оттенка, а постель, в довершении ко всему, - грязно- коричневого цвета, и вас будут уверять, что это спальня, вряд ли вы согласитесь с этим утверждением и уж тем более с утверждением, что в ней приятно спать. Правило соответствия цветового фона помещения его функциональному назначению вовсе не означает, что все элементы его интерьера должны быть выдержаны в одном цвете, - цветовая монотонность утомительна. И напротив, чрезмерная «напичканность» комнаты различными цветами (контрастность) утомительна не менее монотонности. Следует заметить, что монотонность может проявляться не только в чередовании топов одного и того же цвета, но и в повторяющемся чередовании двух контрастирующих цветов. Примером контрастирующей монотонности может служить комната, в которой покрытие пола выполнено в черно-белой мозаике плит, выложенных в шахматном порядке, вся мебель - черная, а на чисто белых стенах висят картины в черных рамах. Если этот пример для вас слишком экзотичен, черный цвет можно мысленно заменить темно-коричневым, а белый - желтым. Впечатление монотонности от этого не исчезнет - разве что ощущение холодной строгости изменится на ощущение сонливой теплоты. Правило. Избегайте монотонности в цветовом оформлении интерьера, равно как и чрезмерной контрастности. ИЩИТЕ ГАРМОНИЮ: Цвет в жилище во многом определяется фактором изначальности слагающих элементов интерьера, а именно: цвета строительных и отделочных материалов, оборудования (мебели, утвари, предметов бытового обслуживания), украшений (декора), особенностями естественного и искусственного освещения. Искусство создания цветового климата в жилище обуславливается, таким образом, искусством гармоничного подбора цветовых сочетаний предметов домашней обстановки и отделочных материалов. У многих людей чувство цветовой гармонии основано на интуиции, и тогда можно говорить о природном вкусе, присутствующем у таких людей, однако, полагаясь в таком случае только на вкус, можно ошибиться. Вкус к цветовой гармонии точно и безошибочно проявляется только тогда, когда выбор цветовой комбинации производится по законам сочетаемости цветов. Чтобы понять эти законы, отвлечемся ненадолго на основные теоретические выкладки по этой теме. Для установления закономерностей гармонизции цветов была проведена их классификация на ахроматические и хроматические, основные, дополнительные и нюансные и определен порядок связи между ними. Ахроматические цвета - это белый, черный и получаемые при их смешении цвета серых тонов. Все остальные цвета относятся к хроматическим. Основные цвета - желтый (солнце), синий (небо) и красный (огонь). Дополнительные цвета - это те, которые образуются при смешении основных. К ним относятся зеленый, получаемый при смешении желтого и синего цветов, оранжевый, получаемый при смешении красного и желтого цветов, и фиолетовый - гибрид красно- го и синего цветов. Нюансные - это цвета, получаемые при смешении дополнительных цветов. Наглядно закономерности гармонического сочетания цветов можно представить в виде так называемого цветового круга (рис. 13). Иногда цветовой круг называют природным кругом цветов. Цветовой круг - это символ гармоничных сочетаний основных и дополнительных цветов. Линии, соединяющие основные и дополнительные цвета, указывают на триединую гармонию каждой группы, в результате которой при смешении входящих в них цветов на сетчатке глаза создается ощущение бело-серого ахроматического цвета. Цветовой круг указывает не только на сочетаемость цветов в пределах каждого треугольника, и на сочетаемость основных и дополнительных цветов (на схеме она изображена штриховыми линиями). Так, красный цвет может гармонично сочетаться с зеленым цветом, находящимся за пределами треугольника основных сочетаний, желтый - с фиолетовым, синий - с оранжевым, но только при условии соблюдении «закона площадей». Этот закон отражает ощущение равновесия сочетающихся цветов и выражается в следующих соотношениях их площади (приблизительно): Рис. 13. Цветовой круг (природный круг цветов) В интерьере жилища важна цветовая гармония, возникающая при уравновешенных цветосочетаниях. Количество же таких сочетаний практически не ограничено, поскольку возникают они от взаимодействия различных условий - характера освещенности, размеров и форм сочетаемых по цвету предметов, размеров и форм сочетаемых цветовых пятен и отношения их площадей, структуры поверхностей материалов, из которых изготовлены предметы, ассоциативной уместности цветов и цветовых сочетаний для некоторых предметов и т. д. Правило. В основе цветового решения интерьера не должно быть элемента случайности. Гармоничная сочетаемость цветов может быть однотонная, контрастная и смешанная. Однотонная сочетаемость - это комбинация, состоящая из оттенков одного цвета. Контрастная сочетаемость основана на соединении цветов противоположных квадрантов. Смешанная комбинация представляет собой сочетание контрастной и однотонной гармонии. Какая же из трех названных видов сочетаемости предпочтительна для дома, комнат? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Здесь все зависит от вкуса, характера и возраста жильцов, а также назначения комнат и условий их освещенности. Возьмите на заметку. * Комбинации насыщенных цветом теплых тонов выражают энергию, повышают тонус и зрительно уменьшают пространство комнаты, приближая предметы. * Сочетания холодных цветов успокаивают, придают интерьеру элегантность и строгость, отодвигают предметы в пространстве. * Интерьер, решенный в контрастной комбинации цветов, менее статичен, чем однотонный, утомителен и более назойлив. * Контрастный интерьер устраняет недостаток слабого освещения и смотрится теплее однотонного, который, в свою очередь, более прохладен и нуждается в ярком освещении, * Свет ламп накаливания подчеркивает красные цвета и приглушает желтые, лампы дневного света (люминесцентные) скрадывают красные и серые тона и усиливают цвета синего спектра, дневной свет выделяет желтые и желто-зеленые тона и ослабляет красные и синие. * Крупный или пестрый рисунок неприятен в небольших помещениях. Общие рекомендации по сочетаемости цветов интерьеров жилища можно свести к следующим: * для детей предпочтительны контрастные сочетания теплых цветов яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - различные сочетания холодных цветов средней насыщенности, для пожилых - однотонные ахроматические сочетания цветов ненасыщенных тонов; * при яркой освещенности предпочтительна однотонная комбинация холодных цветов, при слабой - контрастная; * для небольших помещений рекомендуются комбинации светлых и пастельных (ненасыщенных) цветов, для очень больших - комбинации чистых (насыщенных); * если комнаты ориентированы на север, то для основных площадей нужно употреблять теплые тона, а для деталей - холодные, если на юг - наоборот; * стены должны быть светлее пола и темнее потолка; * цвет оконных штор должен быть темнее цвета стен; * в жилых комнатах полы должны быть теплого цвета; в прихожей, в ванной, в туалете и на кухне могут быть полы холодных цветов; * цвет дверей должен контрастировать с цветом стен; * для небольших помещений более подходящие одноцветные стены, ковры и мебельная обивка; * в кухнях, даже небольших, а также в ванных уместны контрастные цветовые комбинации; * в рабочих кабинетах желательны однотонные комбинации строгих цветов, состоящие из двух-трех тонов. Цветовая выразительность интерьера зависит от выбора цветовых доминант - господствующих по насыщенности или по площади цветов, придающих основной колорит помещению. Цветовой доминантой может быть цвет отделочного материала стен, покрытий пола и потолка, мебели, оконных занавесей и даже картины на стене. Если все остальные цвета интерьера отличаются от доминирующего только насыщенностью одного и того же цвета, получаем однотонную комбинацию. Цветовых доминант в интерьере может быть несколько, и тогда цветовая комбинация строится по принципу контраста. Степень выразительности интерьера зависит от того, какой его элемент или какая его группа элементов имеет доминирующий цвет. Необычность и оригинальность форм мебели, например, можно подчеркнуть, сделав ее цвет доминирующим в интерьере комнаты. Это значит, что все остальные цвета должны быть менее насыщенными или же занимать меньшую площадь. В очень большой комнате доминирующим должен быть цвет ее стен или пола. Если комната длинная и вытянута в сторону окна, ее можно «сжать», повесив на окно красные занавеси, а на противоположную стену - красный ковер. Если вы хотите придать доминирующий статус картине или картинам на стене, вы должны подобрать цвет отделки стен и цвет мебели более приглушенными, чем цвета на картине или на картинах. В общей комнате доминирующим может быть цвет обивки мягкой мебели; цвет пола и стен в этом случае должен быть мягче. В детской самым насыщенным должен быть цвет мебели, так как дети хуже взрослых ориентируются в пространстве. В спальне должны господствовать оконные занавеси и покрывала и цвет светильников. На кухне — цвет утвари и оборудования, в прихожей - стены и пол, в ванной и туалете - цвет санитарного оборудования. Правило. В качестве доминирующего должен быть наиболее насыщенный, близкий к чистому цвет. В поисках гармоничной цветовой среды интерьера жилища главное внимание следует уделять сочетаемости цветов его основных элементов: мебели ее обивки, мебели и стен, стен и пола, стен и потолка, дверей и стен, занавесей и стен, элементов «настольного» декора и мебели, элементов настенного декора и стен. Очень интересны в интерьере одноцветные связки нескольких предметов обстановки или декора, например: оконные занавеси - мебельная обивка (покрывала, накидки), абажуры светильников - ковровое покрытие пола. Гармоничные сочетания элементов интерьера и отдельных предметов обустройства жилища представлены в таблицах б-9. Таблица 6 Таблица 7 Таблица 8 Таблица 9 В приведенных таблицах указаны в основном контрастные сочетаемости цветов, что вовсе не обязывает оформлять интерьер жилища только в стиле контрастной гармонии. Напротив, в большинстве случаев цветовая гамма современного жилого интерьера строится на использовании многочисленных оттенков одного и того же цвета, т. е. по принципу однотонной гармонии. Выбор цветового стиля интерьера зависит от господствующей моды и личных вкусов людей. Тем не менее при любом подходе к цветовому решению интерьера важно соблюдать градацию цвета его поверхностей по «тяжести»: наиболее «тяжелый» должен быть пол, чуть «легче» - мебель и оборудование, намного «легче» - стены и затем потолок. «Тяжесть» цвета зависит не только от цветового тона и его насыщенности, но и от фактуры материала - чем крупнее рельеф, тем «тяжелее» кажется поверхность. Возьмите на заметку. Практика оформления жилого интерьера свидетельствует о том, что психологически более комфортно человек чувствует себя в помещениях, решенных по принципу цветового единства, где отсутствует пестрота. Эстетические требования к оформлению жилых помещений находятся в зависимости от функционального назначения помещения и его ориентации по сторонам света, от образного решения интерьера, моды и личного вкуса потребителя. Необходимо учитывать цвет и насыщенность тона материала, его фактуру и характер рисунка. Выбор цвета, как правило, крайне субъективен в силу множества факторов. Прежде всего необходимо учитывать ориентацию помещения. Как правило, при северо-западной, северо-восточной ориентации оптимальной будет теплая цветовая гамма, а при южной, юго-западной и западной - более холодная. Что касается восточной и юго-восточной ориентации, то здесь предпочтительна нейтральная гамма. Современные тенденции в оформлении жилого интерьера исключают присутствие резких, ярких цветов - красного, синего, оранжевого. Предпочтение отдается более мягким, неброским цветам и спокойным тонам, среди которых преобладают охристые, желтоватые, серые (теплых или холодных оттенков), розовато-сиреневые, светло-зеленые, голубовато-зеленые и т. Белый, черный и все оттенки серого сочетаются с любыми тонами палитры, хорошо сочетаются оттенки одного и того же цвета (густо-зеленый с разбеленным зеленым, красный с тем же красным, в который добавлен черный, синий и голубой, коричневато-красный и оранжевый и т. п.). Интересное суждение высказал по этому поводу известный итальянский дизайнер Соттеас: «Разноцветие тоже утомляет. Зеленый цвет луга всегда приятен, так как состоит из множества оттенков зеленого, синий - цвет моря, бурый — цвет камня тоже. Система цветовой окраски путем гармонизации оттенков одного и того же цвета - таков сейчас мой подход к колористике...» Однако нельзя считать такой подход единственно приемлемым. Надо исходить из того, что существуют разные ситуации, разные возможности, разные вкусы. Вместе с тем сложились некоторые устоявшиеся наблюдения и рекомендации. * Важным условием при формировании цветовой схемы интерьера является его цветовая сдержанность. Количество цветов с учетом всех элементов интерьера не должно превышать десяти. Выбор основанных цветов специфичен, но, как правило, он базируется на общих закономерностях. Цветовая гамма строится не только на соотношении больших плоскостей, но и на отдельных вкраплениях цвета. Так, белый цвет — хороший фон для включения ярких цветовых пятен. | |
Просмотров: 1742 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |