Акцент – Подчеркивание чего-либо. Акцент обычно
образуется небольшим количеством материала относительно всей работы и
может быть создан формой или цветом.
Акцент цветовой – контрастное противопоставление
небольшого количества какого-либо цвета большему количеству другого
цвета для придания работе особой выразительности. В качестве примера
можно привести букет, который на 95% собран из желтых и зеленых листьев,
а акцент составляет всего 5% - например, какой-нибудь синий элемент,
который выглядит в букете цветовой точкой. Если эти цвета взять в
одинаковых количествах, то акцент не получится. Рассеивать акцентирующий
цвет тоже не следует, так как в этом случае акцент теряется. Форма
небольшого цветового акцента может быть самой разной, например, линия,
круг или любая другая.
Акцент фактурный (структурный) – акцент, сделанный с
помощью фактуры или структуры поверхности. Например, если немного
материала с бархатистой фактурой поставить вместе с большим количеством
материала с металлической фактурой, то бархатистая фактура создаст
акцент. При этом цвет играет подчиненную роль.
Акцент формой -
контрастное противопоставление небольшого количества какой-либо формы
материала большему количеству другой формы. Например, такой акцент
создает круглый элемент в композиции, собранной только из строгого
прямого материала и т.п.
Ассиметрия – порядок
расстановки (свободный порядок).Если элементы по обе стороны оси
неодинаковы, то говорят об ассиметричной расстановке. Она выглядит
свободно и естественно. Если работа выполнена свободной расстановкой, то
она должна состоять, по крайней мере, из двух неравных частей, но чаще
всего расставляют три. Различают главную группу, противоположную и
соседнюю. Главная группа – самая большая, при ассиметричной расстановке
ее никогда не ставят в центре, а сдвигают вправо или влево, вперед или
назад. Противоположную группу, вторую по величине, ставят дальше от
главной. Самая маленькая, соседняя, группа находится ближе к главной и
поддерживает ее. Ассиметричная расстановка должна быть оптически
уравновешена. Если главная группа находится слева от геометрического
центра, то противоположную группу ставят дальше от него – по принципу
рычага. Чем меньше по сравнению с главной группой противоположная, тем
дальше ее ставят. Соседнюю группу располагают слева от главной. При этом
три ее части должны соотноситься друг с другом. Флорист создает
ассиметричные работы не с помощью точных расчетов и правил, а
интуитивно, стараясь придать работам естественный вид. Ведь ассиметрия
соответствует природе растительного материала и выглядит легко и
подвижно. Ассиметричную расстановку выполняют, когда нужно подчеркнуть
радостный или веселый повод создания композиции. К ней часть обращаются
при работе в форма-линейном или вегетативном стилях. Светлые и
светящиеся краски усиливают выразительность ассиметричных работ.
Ахроматические цвета – черный и белый и все оттенки серого между ними.
Базис – основание или исходный пункт флористической работы.
Букет – связанные цветы.
Букет бидермейер – замкнутый по контуру плотный букет, в котором материал собран концентрическими кругами.
Букет декоративного стиля – букет с плотным заполнением, замкнутый или незамкнутый по контуру.
Букет для невесты – специальное флористическое украшение для невесты в виде букета.
Букет форма-линейного стиля – в основе создания такого букета лежит контраст форм и линий.
Вегетативный букет
– связанная флористическая работа преимущественно из срезанных цветов и
зелени. Особое внимание уделяю индивидуальным особенностям растений, их
форме роста, среде обитания и принадлежности к растительному
сообществу.
Вегетативный стиль – стиль флористики. Работы в этом стиле выглядят естественно.
Венок
– форм-работа в виде круга с символическим значением: траурный венок;
венок победителя; настольный венок; венок для украшения интерьера;
предрождественский венок (венок адвента); венок для праздника урожая;
пасхальный венок; головной венок.
Главные цвета – желтый – красный – синий – зеленый. Главные цвета состоят из трех основных и одного смешанного цвета (зеленого).
Декоративный стиль –
стиль флористики. В этом стиле главное для флориста – не выявлять
особенности каждого растения, а подчинить их идее создания нового
выразительного целого, когда растения, отчасти потеряв свою
индивидуальность, выглядят по-новому. Главная особенность декоративного
стиля – плотное заполнение, то есть большое количество растений, близко
расположенных друг к другу. При создании декоративной работы флорист
должен знать, что результат его творчества, прежде всего, зависит от
формы и цвета выбранных растений.
Декорировать – украшать, оформлять.
Доминанта – важнейшая составная часть чего-либо.
Дополнительные цвета – цвета, лежащие в цветовом круге друг против друга. Например, красный и зеленый (противоположные цвета).
Законы композиции – общие и специальные знания о построении композиции и о цветоведении.
«Золотое сечение» - деление отрезка на неравные части, например, в соотношении 3:5:8 или 1:1,6
Исторический стиль – особенности искусства какой-либо эпохи или культуры.
Композиция из горшечных растений – флористическая работа, которая состоит преимущественно из горшечных растений, посаженных в кашпо, горшки или вазы.
Корсаж (бутоньерка) – маленькое флористическое украшение (головное украшение, украшение на платье и т.д.)
Материал (нерастительный) – основной и вспомогательный материалы нерастительного характера, например, проволока, лента, бусинки и т.д.
Параллельный букет
– флористическая связанная работа из срезанных цветов и зелени. Большая
часть растительного материала ставится параллельно. В отличие от других
букетов связка (она может быть не одна) играет и декоративную роль.
Оазис (флористическая губка, флористический пенопласт, пиафлор)
– искусственный пористый материал с капиллярными свойствами, хорошо
впитывающий и долго удерживающий влагу. В оазис вставляются стебли
цветов при изготовлении флористической композиции Основные функции
оазиса – надежно держать цветы и удерживать влагу для того, чтобы цветы
дольше сохраняли свежесть.
Параллельный стиль – стиль флористики.
Плотные формы – плотные наполненные формы растений среднего значения. Например, махровый пион.
Портбукетница
– несложная техническая конструкция, в которой размещается
губка-"оазис", пропитанная водой или специальным раствором.
Портбукетница позволяет дольше сохранять цветы свежими, удерживать их в
заданном положении. Пластмассовая ручка портбукетницы заменяет цветочные
стебли. Чаще всего используется для изготовления букета невесты.
Порядок – определенное расположение элементов как исходный принцип построения.
Пропорции
– соотношение размеров и количества. Во флористике существуют
одинаковые (равные) и неравные соотношения. Например, 50:50 или 30:50
(«золотое сечение»).
Расстановка – определенный принцип, по которому строится порядок.
1. Строгий порядок – симметрия
2. Свободный порядок – ассиметрия
Растения доминирующих форм – доминанты – растения большого значения, например, эремурус.
Растения массовых форм –
растения, которые проявляют свои лучшие декоративные формы, будучи
собранными не отдельно, а массой, например, мох. Формы малого значения.
Растительный материал – все растения и части растений, например, листья, цветы, стебли.
Ряды –
во флористике различают простые и ритмические ряды. Их выполняют
следующими друг за другом одинаковыми или неодинаковыми элементами,
повторяющимися в определенном ритме.
Свободный порядок – порядок расстановки (ассиметрия).
Свойства материала – характер материала с точки зрения его фактуры и структуры. Например, стекло прозрачно, а керамика непрозрачна.
Связующие цвета – цвета, которые оптически связывают между собой другие цвета, - зеленый и коричневый, а также белый и серый.
Спиральный букет – цветы при сборке такого букета ставятся по спирали вокруг центрального прямостоящего элемента.
Стиль флористики –
1. Декоративный стиль.
2. Вегетативный стиль.
3. Форма-линейный стиль
4. Параллельный стиль
Кроме
того, во флористике применяют большое количество их вариантов. Возможна
и другая классификация работ (по способу создания).
Композиции с одной точкой роста (радиальные):
а) декоративные,
б) форма-линейные,
в) вегетативные
г) свободные
Композиции с несколькими точками роста (параллельные):
а) декоративные
б) графические
в) вегетативные
г) свободные (или объекты)
Структура поверхности (фактура)
– впечатление, которое производит поверхность растительного или
нерастительного материала. Свойства поверхности влияют и на ее цвет.
Использую материал одинаковых структур можно добиться в композиции
гармонии элементов, а из разных – контраста, напряжения.
Структурный букет
– как правило, выполняется в декоративном стиле. Букет собирают так,
чтобы на его поверхности получились разные по высоте и размерам площадки
в виде пятен, линий и т.д. Главное, что подчеркивается в материале, -
это структуры и фактуры поверхностей. Из групп растительных элементов
могут создаваться новые фактуры и структуры.
Ступенчатость – пространственное распределение одинаковых форм при разной их постановке по высоте и глубине работы.
Теория флористики
– систематизированное представление основных законов и понятий
флористики, таких, например, как порядок расстановки, стиль и т.д.
Техника – способы обработки и работы с растительными материалами.
Форма-линейный
– стиль флористики. При работе в форма-линейном стиле флористу важно
добиться сильного напряжения комбинаций форм и линий, а количество
используемого материала надо свести к минимуму. В форма-линейной
композиции формой могут быть не только шар, куб и другие геометрические
тела, но и плоскость листа. Для форма-линейного стиля характерна
ассиметричная расстановка, но в некоторых случаях допустима и симметрия.
При создании композиции особое внимание стоит обратить на внешний вид
растений, их особенности.
Формация – большое количество одинаковых частей, собранных вместе, например, 50 лиатрисов, поставленных параллельно.
Форм-работа – одна из подформ декоративного стиля. Обычно это традиционные работы – венок. Гирлянда, букет бидермейер.
Фриз –
плоская работа в форме полосы или ленты, обычно с вертикальным
орнаментом или каким-либо фигурным рисунком. Фриз применяют для деления
или украшения стены.
Цвет – свойство света
вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным
составом отражаемого или испускаемого излучения.
Цвета 1-го порядка – первичные, или основные, цвета. Желтый – красный - синий. Это чистые, несмешанные цвета.
Цвета 2-го порядка
– вторичные цвета. Смешанные цвета, полученные смешиванием равных
частей (по 50%) двух основных цветов. Оранжевый – фиолетовый - зеленый.
Например, 50% желтого и 50% красного дают оранжевый цвет.
Цвета 3-го порядка
– смешанные цвета, полученные смешиванием равных частей (по 50%)
основного цвета и цвета 2-го порядка. Например, 50% желтого и 50%
оранжевого дают желто-оранжевый цвет. Так же получают и другие цвета
3-го порядка: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый,
желто-зеленый.
Цветовая гармония – цветовую
гармонию создают разные цвета, близко или далеко отстоящие друг от друга
в центровом круге и взятые в определенных количественных соотношениях.
Цветоведение – систематизированное представление о цвете. Например. Цветовой круг, цветовая звезда, гармония цвета.
Цветовая звезда
– звезда, построенная на основе цветового круга и созданная при
смешении его цветов с цветами ахроматического ряда – белыми и черными,
то есть при осветлении и затемнении цвета.
Цветовой контраст – различные цвета или различные отенки одного цвета, противопоставленные друг другу.
Цветовой круг – систематизированное представление цветов в форме круга. Исходными являются три основных или четыре главных цвета.
Центробежная сила – если тело венка слишком тонкое, то в венке появляется движение наружу, из круга.
Эскиз - предварительное изображение, набросок