Декоративный и вегетативный стиль.
Для
декоративного стиля характерно плотное заполнение объема композиции
растениями — так понимают обычно в профессиональной лексике понятие
«декоратив». Традиционная, классическая флористика чаще всего использует
этот стиль. Еще одна существенная особенность декоративного стиля — это
то, что в работах в большей или меньшей степени отчетливо доминируют
части растений, преобразованные руками. Композиционный результат — чаще
всего новая единая форма, в которой флоралии, почти без учета их
индивидуальных особенностей послужили строительным материалом. Они
вставляются и подставляются, поглощаются вновь создаваемой формой — тоже
очень гармоничной, но теряют свою индивидуальность — сообразно с тем,
должна ли эта форма быть орнаментальной и насколько в ней должны быть
опять показаны рост и линии растений. Работы декоративного стиля имеют
собственную задачу — украшение интерьера или какого-то определенного
места и тому подобное. Они выглядят самодостаточно, но ненавязчиво,
способны поднять настроение, и часто не несут какой-то сознательной
идеи. Цветок в декоративном стиле следует за рукой художника и
становится частью целого. Флорист смешивает растения разного цвета,
получая общий новый оттенок, а создавая с помощью растений новую общую
поверхность работы, добивается поразительного эффекта.
В то время
как, с одной стороны, цветы и части растений при этом легко становятся
жертвами человеческого творчества, с другой стороны — стиль дает
единственный шанс проявить во всей полноте безграничность такого
творчества. Могут появиться новые фигуры, формы, даже флористические
скульптуры, которых раньше никто не видел, если автор не будет
ограничиваться только учетом индивидуальных особенностей растений и их
частей или чувствовать себя обязанным обязательно представить цветок в
композиции так, как он растет в природе.
Декоративный стиль чаще
всего используется флористами во всем мире. Это хлеб с маслом» для
большинства флористов. Но он не должен быть единственным, иначе работа
зайдет в художественном смысле в тупик. Но и подчинение цветка воле
человека тоже может стать концом оформительского многообразия.
Природа
и место цветка в ней, а также внимание к формам и линиям растений и их
частей делают открытыми все пути для постоянной творческой дизайнерской
работы.
Для вегетативного стиля образцом является сама природа.
Это синоним естественного обращения с флоралиями. Это значит, что
подчеркиваются естественные свойства природного материала, а формы
композиции и ее линии близки к существующим в природе. Часто
выстраивается некое ботаническое сообщество: берег, степь, болото или
альпийский пейзаж.
Вегетативные композиции поэтому требуют
простых сосудов, которые как бы имитируют почву, на которой растут
растения в природе. Такой базис становится важным дополнением для
создания оптического образа выбранной среды произрастания. Для степного
ландшафта базис — это степная почва, альпийский — предполагает камни,
выбеленное дерево или плоский мох, а для пустыни нужны песок и камни.
В
вегетативном стиле особенно важно ставить растения так, как они растут в
природе. Не надо пытаться переворачивать растения, поворачивать их в
стороны или как-то по-другому изменять природу растений.
Симметричная
или асимметричная, свободная или формальная – эти характеристики
необходимы, чтобы описать визуальное впечатление от законченной
композиции, однако недостаточно, чтобы определить тип композиции.
Существует множество классификаций и градаций композиций по разным
признакам, которые мы будем в дальнейшем изучать.
2. Практика
Первый
наш практический урок начнем с легкой композиции, идею которой Вы
можете взять за основу при творении собственных шедевров, используя
другие цветы, овощи и способы крепления.
Эта композиция идеально подойдет в кухню и столовую.
Что нам понадобится?- спаржа - ранункулусы - веревка - стакан с водой - оазис - тонкая проволока Что делаем?Вырезаем из оазиса форму, нужного нам диаметра. Закрепляем к оазису спаржу с помощью тонкой проволоки. Ставим в стакан цветы и обматываем спаржу веревочкой в местах крепления. Материалы и инструменты флориста.
|
|
Прежде чем показывать, как создавать ту или
иную цветочную композицию, в первых выпусках раздела «Уроки флористики»
мы познакомим Вас с теоретической частью этого искусства. В этом выпуске
мы расскажем Вам, какие крепления, материалы и инструменты используют
флористы для создания композиций из живых и сухих цветов.
1.Сосуды для размещения цветочных
композиций. Правильно выбрать сосуд для композиции очень важно, так как
он должен сочетаться с цветами и стилем Вашего интерьера. Например,
сосуд в крестьянском стиле в комнате с ситцевыми занавесками,
эмалированный горшок и старый чайник для кухни, высокий цилиндр для
абстрактных композиций. Сосуды бывают разных форм и размеров и могут
быть выполнены из разных материалов. Вазы, кувшины.
Ваза – излюбленное место для свежесрезанных цветов. И выбор их огромен.
Если стебли в стеклянной вазе выглядят непривлекательно, заполните ее
наполовину камешками, галькой, ракушками. Обращайте внимание в магазинах
на вазы сделанные из металла, керамики, пластмассы, на вазы различных
форм и размеров. И обязательно подумайте, какое место она займет в Вашем
доме и будет ли она гармонировать с Вашим интерьером. Не забывайте о
самодельных вазах: пластмассовые бутылки, жестяные банки, ненужные
емкости можно превратить в вазы с помощью алебастра, бусин, раковин,
консервированного мха, веревок, веток, стеблей растений.
Высокие растения и цветы лучше выглядят в вазе с вертикальными стенкам, пестрые вазы вообще плохо с чем сочетаются.
|
|
В кувшинах – сосудах с носиком и ручкой – хорошо выглядят композиции «под старину» или «в естественном стиле». Соблюдайте правило «золотого сечения» - высота высокого сосуда (ширина плоского сосуда) должна быть 1/3 всей композиции.
Миски, подносы.
Низкие блюда, миски, подносы, доски из пробки или красивого дерева
хорошо использовать для настольных композиций. Их можно приобрести в
хозяйственных магазинах в кухонных отделах, много всего подходящего в
кухонном отделе в магазине Икея.
Корзины. Обычно
их плетут из ивы, но бывают корзины из бамбука, рогоза, виноградной
лозы и даже из лаванды. Для композиций из живых цветов внутрь корзины
помещают водонепроницаемый сосуд или прикрепленный к внутреннему краю
полиэтилен. Размер корзины должен соответствовать количеству
растительного материала.
Очень мило выглядят цветочные композиции в плетеных корзинах-сундучках.
Венки
из цветов, ягод и листвы украшают стол и двери. Основа венка может быть
сплетена из лозы, изготовлена из проволоки, покрытой мхом, из еловых
веток или других веток, продаются готовые оазисы в форме круга.
Настенные кашпо из керамики или плетенные из лозы подходят для размещения в них композиций из сухих и искусственных цветов.
Предметы домашнего обихода – блюдца, чайники, формочки для выпечки, детские формочки, стаканы для вина, крышки от старых аэрозольных баллончиков и т.п.
Природные сосуды – раковины, коряги, пни, спилы деревьев, куски больших камней с углублением.
«Живые сосуды»
с вырезанной серединой – дыни, арбузы, тыква, капуста. Очень эффектно
смотрятся, но они выделяют газы, которые пагубно влияют на живые цветы.
2.Приспособления для крепления цветов
Большинство
композиций выполняются с использованием материалов, которые
обеспечивают желаемое расположение цветов и веток в сосуде. Поэтому,
если Вы не хотите создавать цветочные композиции по старинке – поместив
цветы в кувшин или вазу с водой, то Вам будет полезно их знать. Для
любителей и начинающих флористов необходимо иметь оазис, липкую глину на
ленте и пластмассовые наколки. Без других видов крепления пока можно
обойтись.
Оазис. Этот искусственный пористый
материал был изобретен в 40-х годах и стал основным средством крепления в
композициях. Он бывает 2-х видов- зеленый впитывает воду и применяется
для аранжировок с живыми растениями, а серый или коричневый применяется
только для композиций с сухими или искусственными растениями. Зеленая
губка может быть различной формы, чаще всего в виде прямоугольника. Она
очень легкая, но впитывая воду, становится в 30 и более раз тяжелее.
Преимуществом оазиса является то, что он удерживает стебли под любым
углом, как в мелком, так и в глубоком сосуде и снимает проблему
загнивания воды. Он легко режется на куски нужного размера.
Оазис – фикс
– полоска незатвердевающей липкой массы, используется для соединения
сухих поверхностей. Такие полоски широко применяются для закрепления в
сосуде пластмассовой или металлической наколки или держателя для свечи.
Липкая масса бывает зеленого и коричневого цвета. Ее трудно отлепить –
остатки можно смыть спиртом. Липкую массу можно заменить пластилином.
Оазис-тейп
- прочная липкая лента (обычно коричневого цвета, скотч). Используют
для крепления оазиса и петельной проволоки к сосуду или перевязки
огромных букетов.
Лента для обкрутки стеблей.
Используют для обмотки проволочных стеблей искусственных цветов. Она
слегка растягивается при натяжении и становится липкой от нагревания
руками. Раньше такую ленту изготавливали из гуттаперчи, в настоящее
время применяют пластмассу или вощеную бумагу.
Пластмассовая наколка
– «лягушка». Она представляет собой пластмассовый кружок с четырьмя
вертикальными шипами. Основание прикрепляется к сосуду с помощью липкой
массы, а оазис закрепляется на шипах «лягушки».
Пробирка для цветов.
Представляет собой пластмассовую пробирку с заостренным концом. Ее
используют в крупных композициях, где цветы нужно закрепить выше, чем
позволяет длина стеблей, или когда нет возможности поместить стебли
цветов в оазис.
Наколка. Представляет собой
круглое или прямоугольное основание на котором закреплены несколько
рядов иголок. Ее используют для композиций, в которых нужно закрепить
толстые и тяжелые стебли растений. Существуют металлические сосуды,
которые составляют одно целое с наколкой. В них наливают воду и
используют как вазы.
Петельная проволока.
Представляет собой сетку из тонкой проволоки с ячейками диаметром 2,5
или 5 см. Отрезают от нее кусок, сминают и закрепляют в сосуде. Обычно
ее применяют для композиций, содержащих большое количество высоких и
тяжелых растений.
Проволока. Катушечная проволока бывает синего, зеленого, серебристого или черного цвета, используют для подвязки растительного материала.
Затвердевающая и незатвердевающая формовочная масса. Используют как крепеж для сухоцветов и искусственных цветов.
Пистолет
– склейка. Его используют для приклеивания цветов, листьев, стеблей,
мха к другим растениям, сосудам, оазису в композициях из сухих
растений.
3. Инструменты флориста.
Ведро. Необходимый
предмет при сборе цветов в саду и при подготовке их перед составлением
композиции. Лучше иметь ведро с ручками сбоку, потому что обычная ручка
может повредить растения при переноске. Не пользуйтесь мусорным баком,
содержите ведро в идеальной чистоте.
Ножницы флориста – они короткие, одно из лезвий с зазубринами на кромке. У основания лезвия может быть выемка для нарезки тонкой проволоки.
Нож с коротким острым лезвием. Им удобно зачищать стебли, срезать листья и шипы, выполнять косые срезы, расщеплять стебли.
Секатор для обрезки одеревеневших стеблей.
Лейка для полива композиций из живых цветов. Носик должен быть узким и длинным и начинаться в нижней части лейки.
Кусачки для нарезки проволоки, пластмассовых стеблей искусственных цветов.
Палочки для коктейля
– зубочистка. С помощью нее можно проткнуть дырочку для мягкого стебля в
оазисе или наколоть на нее плод, чтобы закрепить потом в композиции; с
помощью нескольких штук можно закрепить свечу в композиции.
Препараты для сохранения срезанных цветов.
Бывают в порошкообразном и в жидком виде. Являются бактерицидными
препаратами, предотвращающими загнивание воды и содержащими сахар для
продления жизни срезанных цветов. Его применяют на этапе подготовки
цветов к составлению композиций.
4. Аксессуары.
Камешки и мраморные шарики, ракушки Свечи Держатели, подставки для свечи Ленты, бусы Фигурки. |
|